Пропаганда в ОРДЛО: миниСталин и псевдоГардиан

20.05.2020 Выкл. Автор Redaktor
Пропаганда в ОРДЛО: миниСталин и псевдоГардиан

Международный центр противодействия российской пропаганде продолжает обзор кампаний по дезинформации и мизинформации на оккупированных РФ территориях востока Украины.

Тени прошлого в ОРДО: «Сталин умер – да здравствует Сталин!»

В прошлом отчете мы уделили особое внимание попытке оккупационной «администрации» ОРДО восстановить культ Сталина. В частности, прокомментировали «указ» №111 от 23 апреля 2020, подписанный самопровозглашенным главарем так называемой «ДНР» Денисом Пушилиным об использовании старого названия Донецка – «Сталино». Кроме того, мы сообщили, что так называемое «правительство ДНР» обсуждает установку памятника Иосифу Сталину в донецком парке им.Щербакова.

Очевидно, именно эту инициативу главари марионеточных образований предварительно не согласовали в Москве, а пытались «бежать впереди паровоза» и «держать нос по ветру». Ведь неделей ранее появилась информация, что изображение Сталина появится на мозаиках в главном храме вооруженных сил РФ, который сейчас строится в парке «Патриот» под Москвой. Но российские кураторы не согласовали инициативу ОРДОвский чиновников, поэтому процесс восстановления культа кровавого диктатора на оккупированной части Донецкой области решили притормозить. Официальная причина отказа от установки памятника Сталину – «раскол общества».

Как всегда, для «сохранения лица» главарей «ДНР» были использованы «обращение от народа» с «просьбой отменить» и «не допустить». На роль «типичных представителей» были избраны лица, которые должны были «выразить мнение населения» на примере двух социальных групп ОРДО: так называемой «культурной элиты» и боевиков НВФ.

Первую группу должен был презентовать пособник российских оккупантов, Геннадий Сизонов, который был одним из организаторов так называемого «референдума» и незаконных «выборов» на Донбассе в 2014 году.

В 2017 году Сизонов стал известен в ОРДО как автор памятника погибшим бойцам оккупационных войск РФ в селе Многополье (Амвросиевский район Донецкой области, неподалеку от Иловайска).

«Скульптор-волонтер» озвучил официальный тезис, что установка памятника Сталину якобы приведет к «расколу в обществе», а также «даст новый импульс для критики нашей республики украинскими троллями». Он также отметил, что «не нужно строить тоталитарное государство по примеру Северной Кореи», хотя ситуация с правами человека на оккупированных РФ территориях не намного лучше КНДР.

Вторую сообщество должен был представлять бывший участник незаконных вооруженных формирований, а ныне – пророссийский пропагандист Вадим Довгалюк-Касимов, которые призвал на помощь авторитет РПЦ.

На своем телеграмм-канале он апеллировал с точки зрения «православной молодежи», которая якобы готова к силовому противостоянию, если в Донецке будут устанавливать памятник «богоборцу И.В.Джугашвили (Сталину)». Довгалюк-Касимов также ссылался на «благословение митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона» и неназванных «представителей общин местных православных церквей, которые готовят обращение к Патриарху РПЦ Кириллу и депутатам Госдумы РФ» и снова повторил официальную версию про  «раскол в обществе».

Интересно, что эти неуклюжие попытки «включить заднюю» свела на нет еще одна представительница пророссийских пропагандистов Майя Пирогова, недавно уволенная с должности главы департамента государственной информационной политики так называемого «Министерства информации» ОРДО. Бывшая пропагандистка опровергла какое-либо участие в этом процессе митрополита РПЦ Илариона, обратив внимание, что такая информация обязательно должна была появиться на сайте Донецкой епархии. Также она поставила под сомнение готовность общин к силовому противостоянию против установки памятника Сталину. В результате, нам даже не пришлось прилагать усилия, потому что  «пауки в банке» ОРДО, сводя внутренние счеты, прекрасно справились с опровержением якобы «народного волеизъявления».

8 мая появилась официальная реакция – представитель оккупационной администрации Донецка Алексей Кулемзин сообщил, якобы

«клопотання щодо встановлення пам’ятника Й.В.Джугашвілі (Сталіну)… в адміністрацію Донецька не надходили».

Возможно, свою роль в изменении планов по установке памятника Сталину сыграл громкий резонанс этого события, который ухудшил и без того сомнительный образ оккупационной администрации. Но этот частный случай не следует рассматривать как изменение идеологического курса и отказ пропагандистов РФ от попыток погрузить население ОРДЛО в «СССР 2.0» с культом личности Сталина-Путина. Ползучая сталинизация в т.н. «ЛДНР» будет продолжаться,  это хорошо укладывается в идеологическую матрицу «великой державы» и «крепкой руки». Внедрение культа личности продолжится менее громкими и более скрытыми, но действенными методами.

Напомним, в оккупированных Донецке и Луганске 14 февраля 2020 года на улицах раздавали так называемые «сталинтинки» (аналог «валентинки») – открытки в форме сердечек с изображением Сталина.

 

Из свежих примеров – один из «депутатов НС ДНР», «председатель Комитета по информационной политике» Владислав Бердичевский 9 мая поздравил жителей оккупированных территорий открыткой времен Второй мировой со словами Иосифа Сталина.

Такое использование «мягкой силы» пропаганды, расчет на эмоции, «серфинг на позитиве» является более эффективным на бытовом уровне, чем официальные мероприятия вроде сооружения монументов.

В карикатурном виде свой собственный «миникульт личности» формируют также представители оккупационных администраций ОРДЛО. В частности, так называемый «министр внутренних дел ЛНР» Игорь Корнет не стесняется использовать для этого заказные стихи в исполнении детей. 8 мая 2020 в сеть попал телевизионный сюжет ГТРК «Луганск-24» с «важным обращением». «Срочное уведомление», ради которого прервали выпуск новостей, оказалось рифмованным панегириком Игорю Корнету, которое продекламировали подростки в военной форме. В частности, в комплиментарных стихах дети восхваляли «главу МВД ЛНР», который «прогнал из власти Колывана (бывший «глава» ОРЛО). Позже этот сюжет изъяли из YouTube-канала телекомпании.

Мизинформация в ОРДЛО: как не поддаться манипуляциям

Международный центр противодействия российской пропаганде продолжает на конкретных примерах разоблачать образцы дезинформации и мизинформации (частичной правды) на оккупированных территориях. Материала хватает. На прошлой неделе приспешники российских пропагандистов в ОРДО предоставили нам возможность продемонстрировать на ярком примере еще один кейс – манипуляции с помощью авторитетов. Он состоит в подмене действительно влиятельного источника информации другим, малоизвестным, но похожим по названию. Специалисты информационного фронта на оккупированных территориях часто используют этот метод, чтобы создать представление о якобы «субъектности» и «международном весе» самопровозглашенных и непризнанных образований.

В частности, в начале мая на сайте «Общественного движения «СД »появилась информация с громким заголовком:«Донецкфликс – так в «Гардиан» назвали статью о съемках художественного фильма в ДНР, которые проходят в условиях реальных боевых действий и пандемии».

У читателя может появиться впечатление, что уважаемое британское издание на самом деле пишет о «культурной жизни» в ОРДО, следовательно, признает так называемую «ДНР» и считает нужным держать своих читателей в курсе тамошних событий, тем самым поддерживая оккупацию части Украины. Разумеется, активной ссылки на первоисточник в материале с таким громким названием не предоставляется. Но мы нашли статью, о которой идет речь, и это совсем не то, что хотят изобразить пророссийские пропагандисты.

Во-первых, название издания – «Off Guardian», а его адрес: off-guardian.org в отличие от оригинала, за который его пытаются выдать – «The Guardian» с сайтом theguardian.com. Такой трюк используют недобросовестные производители товаров, паразитирующие на известных брендах. Например, когда одежда и обувь сомнительного происхождения маркируют названием «Абибас» или «Dolse & Gaddana».

Во-вторых, онлайн-сервис Мediabiasfactcheck определяет сайт «Off Guardian», как склонный к распространению теорий заговора, псевдонаучных и конспирологических версий.

«Источники категории “Заговор-псевдонаука “могут публиковать непроверенную информацию, которая не всегда подтверждается доказательствами. Эти источники могут быть недостоверными, поэтому для получения информации из этих источников рекомендуется проверять факты и делать дальнейшее расследование по каждой статье», – говорится в заключении фактчекерив.

В-третьих, что неудивительно, «Off Guardian» продвигает нарративы российской пропаганды.

«OffGuardian сообщает новости с пророссийской предвзятостью. Многие статьи очень критически относятся к Украине, например, якобы Украина признала, что вмешивалась в выборы в США 2016 на стороне Клинтона. Эта новость не предлагает гиперссылки, а только переводы документов. OffGuardian также часто продвигает теории заговора относительно ГМО, 11 сентября, публикует поддельные фальшивые новости, а также пропаганду против вакцинации … В статье украинских фактчекеров “Stop Fake” они описывают  OffGuardian как “русских троллей, изгнанных из Guardian, которые нашли себе дом для своей ненависти”… В общем мы оцениваем OffGuardian как вебсайт, который часто использует теории заговора, умеренно – псевдонауку, а также продвигает российскую пропаганду», – резюмирует Ван Зандт с Мediabiasfactcheck.

Кроме того, даже такой сомнительный и откровенно пророссийский ресурс, как «OffGuardian» в заголовке называет ОРДО «непризнанной республикой».

Что мы имеем в итоге после  несложной и непродолжительной проверки фактов? Вместо блестящей картинки, которую пытались создать пропагандисты РФ о «росте субъектности т.н. «ДНР», о которой якобы пишет уважаемое и авторитетное СМИ мирового уровня, имеем статью на откровенно «желтом» пророссийском ресурсе, который определен как источник фейков и дезинформации, и который, скорее всего, финансируется ФСБ через «Россотрудничество» или другую компанию-прокладку.

Валентина Быкова, медиаэксперт, аналитик Международного центра противодействия российской пропаганде